|
|
Как с вашей жизнью связаны шашки? |
|
|
|
|
Случайная задача (русские шашки)!
|
|
|
|
Случайная задача (международные шашки)!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Третий этап (1887—1917)
Большое развитие получила игра по переписке, которой способствовали различные периодические издания с шашечными отделами.
С 1887 по 1889 г. прошел первый в России шашечный турнир по переписке, организованный редактором шашечного отдела в журнале «Живописное обозрение» П. Плотициным. Среди участников турнира были в основном составители шашечных задач. Победителями вышли П. Плотицин и В. Саратов.
С 1889 г. активно включился в игру по переписке Василий Иванович Шошин (1864—1941). Это был «наиболее энергичный представитель петербургской шашечной игры».
С 1891 по 1893 г. издавался журнал «Шахматное обозрение» (первый год — под названием «Шашечница»). В нем был содержательный шашечный отдел, где печатались партии, задачи, хроника; он также организовывал турниры по переписке.
Эти турниры в значительной мере способствовали популяризации шашек. Заметное место отводилось в журнале библиографии. В частности, в 1891 г. был дан разбор книжки «Шашки, полный сборник правил и задач, 1891 г.». Ни автор, ни издатель неизвестны. Саргин утверждал, что автор книжки в шашках почти ничего не понимает, но располагает выписками из иностранных книг.
Там же Саргин рассмотрел содержание немецких учебников по шашкам и показал, что у немцев применялись и испанские, и шотландские, и польские шашки на 64-клеточной доске, и потому об идентичности немецких шашек с русскими не может быть речи.
Упоминавшийся нами журнал «Всемирная иллюстрация» был возобновлен в 1892 г. и выходил до 1898 г. В шашечном отделе помещались не только задачи, но и партии с примечаниями В. Шошина.
Турниры по переписке, конкурсы решений задач и этюдов в жур-налах, разработка «устава шашечной игры» подготовили почву для проведения всероссийских соревнований. В 1894 и 1895 гг. выдающийся пропагандист шашек преподаватель (а затем директор) одной из киевских гимназий Павел Николаевич Бодянский (1857—1922) организовал в Москве проведение первых двух чемпионатов России. В первом (июль 1894 г.) участвовали 8 шашистов, игравших в два круга. Победителями оказались два москвича: С. Воронцов (1856—1933) и Ф. Каулен (1854—1914), 3-е место занял А. Оводов из Епифани (1856— 1912). Во втором чемпионате (июль 1895 г.) было уже 14 участников, игравших между собой в четыре круга. Чемпионом стал С.Воронцов, 2-е место занял Ф.Каулен, 3-е — сильнейший игрок Варшавы Д. Фи-шбин.
В 1896 г. началась игра во всероссийском турнире по переписке, организованном также Бодянским; 44 участника были разбиты на три полуфинальных группы. К апрелю 1897 г. все партии полуфиналов были сыграны. Победителями в группах оказались: в одной — B. Шошин, в другой — А. Оводов, а в третьей — москвич Н. Кукуев (1875—1951). Сильнейшие шашисты полуфинальных групп вышли в финал («турнир лучших сил»).
В 1899 г. финал закончился. Чемпионом среди заочников стал А. Оводов, 2-е место занял В. Шошин, на 3-е вышел варшавянин C. Индых. П.Н. Бодянский
С июля 1897г. начал выходить в свет первый в России специальный шашечный журнал «Шашки». Издатель —П. Бодянский. Журнал издавался до конца 1901 г. В нем опубликовано много партий, этюдов, концовок, помещены анализы важнейших партий, биографии сильнейших шашистов, рассказы о различных видах шашечных игр в России и за рубежом, информации о многочисленных соревнованиях за доской и по переписке, обзоры содержания шашечных отделов в других изданиях и т. п.
В июле 1898 г. П. Бодянский организовал в Москве третий чемпионат России. 12 участников играли в четыре круга. С. Воронцов в турнире не участвовал. Чемпионом стал Ф. Каулен, 2-е и 3-е места поделили А. Оводов и А. Шошин (1878—1906).
В 1901 г. в Москве состоялся четвертый (и последний) чемпионат России. 15 участников играли в два круга; чемпионом стал С. Воронцов, 2-е место занял А. Шошин, на 3-м оказался Ф. Каулен. В ходе турнира были организованы матчи А. Шошина против С. Воронцова и Ф. Каулена. Оба матча выиграл А. Шошин, доказавший, что он был сильнейшим шашистом России в то время (хотя официального звания чемпиона не имел). Показателем выдающейся силы игры А. Шошина является и выигрыш заочного матча у С. Васильева с результатом +2=2; этот матч игрался на ставку 100 рублей по вызову со стороны С. Васильева. «Васильеву помогали многие любители с Ф. Kay-леном во главе. Саргин заставал в лавке В. Васильева целый комитет игроков, которые при приходе Саргина бросали разбор партий. Можно сказать, что «А. Шошин выиграл у целой Москвы»» (Д. Сар-гин). В 1901 г. П. Бобров возобновил издание журнала «Шахматное обозрение». Но этот журнал не мог заменить журнал «Шашки» Бодянского, выпуск которого издатель прекратил «из-за трудностей издания и затрат, не возмещавшихся подпиской на журнал». Издание журналов с объединением шахмат и шашек в одном издании объясняется тем, что было трудно обеспечить прочный контингент подписчиков по одному виду игр. Д. Саргин писал: «Прочный шахматный журнал в России едва ли возможен без шашек. П. Бобров сообщал, что журнал может существовать, если число подписчиков будет не менее 250, а на 1901 г. их было только 140, причем, например, из Петербурга было всего 4 подписчика, и все они были шашистами!»
Издание журнала было не только убыточным делом. Получить право на издание было нелегко: требовалась справка о «благонадежности» издателя. К тому же полиция относилась крайне подозрительно к шашечному шифру, опасаясь, что он будет использован для конспиративной переписки.
В 1903 г. братья Шошины издавали журнал «Шашечный листок». В обращении к читателям говорилось: «Цель нашего издания — установить прочную и живую связь между любителями шашечной игры. С прекращением журнала «Шашки», издававшегося более 4 лет, эта связь поддерживалась лишь двумя-тремя отделами в изданиях, которые не могли удовлетворить любителей... Большой шашечный отдел в «Шахматном обозрении» мог бы заменить специальный шашечный орган, но для лиц, интересующихся только шашечной игрой, 7-рублевое издание, в котором шашкам отводится не более 1/7 каждого номера, слишком дорого».
Журнал выполнил свою задачу: в нем опубликовано много задач и этюдов, анализов партий, напечатана важная статья по истории шашек, устав игры, организовано немало турниров и матчей по переписке, помещались заметки с мест. В одной из них («Волжский вестник», 1903, 30 марта) сообщалось: «На заседании чебоксарского общества трезвости обсуждался вопрос о допущении устройства шашечного турнира в народном доме. Среди заседавших нашлись такие деятели, которые считали, что народный дом от допущения туда шашистов станет «безнравственнее клуба». Пришлось обратиться к губернатору за разрешением на проведение турнира. Такое разрешение с трудом, но было получено».
В конце 1903 г. издание журнала прекратилось. Предполагавшееся продолжение издания Саргиным не удалось реализовать из-за начавшейся войны с Японией.
В 1904 г. прекратилось и издание «Шахматного обозрения» П. Боброва.
Прошло пять лет, и активисты шашек попытались возобновить шашечные издания. С октября 1908 по август 1909 г. (номинально, а фактически до начала 1910 г.) издавался В. Локотьяновым небольшой журнал «Листок шашиста».
В 1910 г., после выхода в свет выпуска за март—май, прекратилось издание «Шахматного обозрения».
В 1911 г. А. Зенченков (Юрьев) пытался издавать небольшой журнальчик «Шашечные досуги», но прекратил издание после 4-го выпуска.
В 1911—1912 гг. В. Локотьянов опубликовал в шашечном отделе журнала «Ученик» ряд материалов для читателей.
В 1913 г. В. Локотьянову и В. Иванову удалось опубликовать часть материалов из архива А. Шошина и Д. Саргина в «Волнах» — приложении к газете «Копейка».
Конечно, указанные краткосрочные издания не могли содействовать сплочению любителей игры в русские шашки. Лишь шашечный отдел в «Литературных и популярно-научных приложениях» (к журналу «Нива»), который с 1900 по 1917 г. редактировал В. Шошин, сыграл большую роль в развитии игры.
В дореволюционной России не было общепринятой системы для распределения игроков по силе игры. В Москве в середине девяностых годов все игроки делились на 4 категории. В матчах между собой игроки второй категории получали от игроков первой категории вперед ничью (т.е. ничья считалась за выигрыш слабейшего). Аналогичную фору давали игроки второй категории игрокам третьей, а игроки третьей категории— игрокам четвертой. При встречах через категорию дача вперед увеличивалась; например, игроки первой категории давали игрокам третьей категории ничью за два выигрыша. Игрокам четвертой категории игроки первой давали вперед шашку.
К игрокам первой категории относились: С. Воронцов" и Ф. Кау-лен, второй—А. Серков, Г.Белов и М.Иванов, третьей — братья С. и В. Васильевы, Д. Боровков, И. Лебедев, К. Воронцов и Н. Куку ев.
В эту «табель о рангах» не укладывался И. А. Серков. Он играл несколько слабее С. Воронцова и Ф. Каулена, но ничью вперед давать они ему не могли. К концу XIX в. стал сильнее играть М. Иванов (1860—1939). Судя по результатам 3-го и 4-го чемпионатов России, он играл сильнее, чем игроки второй категории.
К описанной выше московской «табели о рангах» приходилось прибегать и позднее, так как чемпионатов России после 1901 г. не проводилось. В «Листке шашиста» сообщалось об успехе петербургского игрока А. Егорова, сыгравшего с С. Воронцовым матч с результатом +8—12=17, а также о появлении нового сильного игрока в Москве В. Медкова, игравшего на уровне второй категории.
Проводились и турниры местного значения с сильным составом. Так, в 1909 г. в Москве состоялся турнир 14 шашистов, своего рода неофициальный чемпионат Москвы. 1-е место занял С. Воронцов, 2-е В. Медков, 3-е и 4-е места поделили М. Иванов и Н. Кукуев.
В 1910 г. в Москве был организован еще один турнир, интересный тем, что в нем сыграли многие участники чемпионата России 1901 г., победил М. Иванов, 2-е и 3-е места поделили В. Медков и Ф. Каулен, 4-е занял Н. Кукуев, а С. Воронцов остался лишь на 5-м месте.
В том же году большой турнир был проведен и в Петербурге, 18 участников играли в два круга. Победил в нем А. Егоров, 2-е и 3-е места поделили В. Столяров и А. Тувалев, 4-е занял 3. Сахаров, на 5-м оказался ветеран В. Филиппов.
Среди шашистов дореволюционной России были подлинные энтузиасты, понимавшие, какое место занимают шашки в общенациональной культуре. Однако пренебрежительное отношение привилегированных кругов к народной игре и отсутствие популярной литературы мешали распространению шашек среди трудящихся. Только после Великого Октября игра в русские шашки стала одним из средств подъема общенациональной культуры.
Другие новости по теме:
Шашки в массы!Второй этап (до 1887 г.)Первый этап (до 1827 г.)Эжен ЛеклеркПредисловие. Часть 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|